Профессиональный союз работников лесных отраслей Российской Федерации

Подпишись

на новости профсоюза

Будь в курсе событий

solidarnost.org
20 / 12 21 : 01

Вопросы и ответы

12.03.2018

Откажешься от перевода в ООО - уволен!

На нашем предприятии (ОАО) внедряется «заемный труд»: создана самостоятельная дочерняя структура в форме ООО и работникам ремонтной службы предлагается добровольно перевестись в нее, но продолжать выполнять свою прежнюю работу. При этом руководство сообщило, что те, кто откажется переводиться, будут уволены по сокращению штата. С другой работой в городе проблемы, поэтому работники очень обеспокоены. Посоветуйте, как в такой ситуации поступать работникам и как действовать профсоюзной организации?

В данном случае мы наблюдаем попытку внедрения аутсорсинга, т.е. передачи организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций (в данном случае – функций ремонтной службы) на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

К сожалению, внедрение подобных схем с дроблением крупных предприятий на более мелкие структуры стало обычной практикой для российских работодателей. И беспокойство работников вполне обоснованно: ведь основная цель подобной организации труда – экономия на персонале. Как правило, работодатели обещают работникам, что у нового работодателя все прежние условия будут сохранены и работники ничего не потеряют. Но практика показывает, что ухудшение положения работников при этом практически неминуемо, что бы там не обещал работодатель, и вот почему.

Как правило, создавая дочерние аутсорсинговые компании, работодатели стремятся добиться их самоокупаемости (а в идеале – прибыльности): в данном примере, если ранее ремонтная служба находилась в составе крупного предприятия и требовала от него постоянных затрат на свое содержание, то с передачей ремонтных функций аутсорсинговой компании прежний работодатель становится лишь заказчиком ее услуг, ему нет дела до того, какими силами, в каких условиях, за какую оплату работники аутсорсинговой компании будут выполнять ремонты оборудования, - главное получить качественный ремонт и оплатить его по рыночным ценам. Организация и оплата труда работников аутсорсинговой компании, обеспечение надлежащих условий труда, охрана труда, приобретение необходимого оборудования, материалов, инструмента и т.п. - полностью переходят в компетенцию аутсорсинговой компании. При этом очевидно, что возможности прежнего крупного работодателя и вновь созданной аутсорсинговой компании несоизмеримы. Аутсорсинговая компания, чтобы выполнить заказы и не получить убытки, вынуждена будет экономить на всем. А как известно, основное направление экономии для работодателей – это затраты на персонал.

Другими словами, в основе идеологии заемного труда вообще и аутсорсинга в частности лежит тезис: заемный работник должен быть дешевле основного.

В этой связи работники, перейдя в аутсорсинговую компанию, как правило, сталкиваются со следующими неблагоприятными последствиями:

· снижение размера оплаты труда либо его «замораживание»; изменение системы оплаты труда, введение «потогонных» систем, при которых работник вынужден намного более интенсивно работать для получения прежней заработной платы, в т.ч. сверхурочно, в выходные дни и т.п.;

· снижение уровня социальных гарантий и льгот: с переходом работника в аутсорсинговую компанию на него перестают распространяться положения коллективного договора прежнего работодателя; в то же время аутсорсинговая компания в подавляющем большинстве случаев не имеет возможности сохранить социальные гарантии на уровне прежнего работодателя, да и не для того она создавалась; в основном коллективные договоры во вновь созданных аутсорсинговых компаниях отсутствуют как таковые и для их заключения работникам и профсоюзам необходимо будет проделать огромную работу;

· нестабильная занятость; необходимость аутсорсинговой компании обеспечивать безубыточную работу может привести к принятию решений о сокращении численности или штата ее работников; возможно необоснованное заключение с работниками срочных трудовых договоров, при этом условия трудового договора искусственно подгоняются под положения ст. 59 ТК РФ;

· ухудшение условий и охраны труда; аутсорсинговая компания в большинстве случаев не имеет возможности осуществлять расходы на охрану труда в масштабах прежнего работодателя; во многих случаях у работников аутсорсинговой компании возникают проблемы с доплатами за работу во вредных условиях труда; возможно изменение режима труда, графика работы и т.п.;

· незащищенность работников от нарушения новым работодателем их трудовых прав: деятельность профсоюза в аутсорсинговой компании существенно затрудняется; зачастую работодатель, используя формальные основания, ставит под сомнение правомочность профсоюзных структур, действовавших у прежнего работодателя; в некоторых случаях перешедшие к другому работодателю работники теряют связь с профсоюзом.

Данный перечень может быть продолжен.

Аутсорсинг представляет собой большую угрозу и для профсоюзов. Выведение работников в аутсорсинговую компанию

подрывает целостность профсоюзной организации, способствует снижению численности членов профсоюза и разобщению работников, что в итоге затрудняет деятельность профсоюзной организации, снижает ее эффективность.

Кроме того, работники, остающиеся работать у прежнего работодателя, также могут иметь проблемы в результате перевода их коллег в аутсорсинговую компанию: зачастую работники аутсорсинговых компаний используются в качестве штрейкбрехеров в случае проведения основными работниками забастовок и других коллективных действий. Также возникает угроза стабильной занятости основных работников: ощутив экономию за счет внедрения аутсорсинга работодатель будет стремиться расширить его применение, переводя на аутсорсинг работников, занятых в других производственных процессах.

Таким образом, работники, независимо от того, затрагивает ли внедрение аутсорсинга их самих либо их коллег, вместе с профсоюзной организацией должны прилагать все возможные усилия для противодействия применению аутсорсинга и защиты своих рабочих мест и уровня жизни.

На различных стадиях внедрения работодателем аутсорсинговых схем работники, объединенные в профсоюз, могут использовать разные средства противодействия.

Еще до того, как работодатель начнет предпринимать активные действия по внедрению аутсорсинга (например, создавать дочерние предприятия, информировать работников о необходимости перевода, угрожать сокращениями и т.п.), профсоюз должен вести активную информационную работу в коллективе. Необходимо сформировать у работников четкое представление о сущности аутсорсинга, истинных намерениях работодателя и неблагоприятных последствиях, с которыми столкнутся работники; каждый работник должен осознавать масштабы угрозы и быть готовым активно участвовать в противодействии.

При ведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора профсоюзу необходимо добиваться включения в него положений, направленных на защиту работников в случае внедрения работодателем аутсорсинговых схем.

Целесообразно закреплять в коллективном договоре следующие положения:

· обязанность работодателя заблаговременно (как можно раньше) информировать профсоюзную организацию о своем намерении передать определенные производственные процессы на аутсорсинг, а также проводить предварительные консультации с профсоюзной организацией по данному вопросу;

· ограничения по привлечению для выполнения работ и оказания услуг сторонних организаций, если эти работы (услуги) могут быть выполнены силами основных работников.

Также, в порядке «профилактики», необходимо проработать вопросы создания профсоюзной структуры, которая объединит работников в случае их перехода в аутсорсинговую компанию. Для этого в уставных документах профсоюзов нужно закреплять положения, защищающие целостность профсоюзных организаций. Необходимо устанавливать, что в случае проведения работодателем реорганизации и вывода за штат отдельных структур, превращающихся в аутсорсинговые компании, работники данных структур сохраняют свое членство в профсоюзе и могут сохранить (или создать) в аутсорсинговой компании профсоюзную организацию, которая впоследствии сможет вести коллективные переговоры с руководством фирмы и добиваться для работников уровня социальных гарантий и условий труда не ниже того, который работники имели у прежнего работодателя.

При появлении информации о планах работодателя по внедрению аутсорсинга профсоюзной организации необходимо незамедлительно заявлять о своем несогласии всеми доступными способами: как в ходе переговоров и консультаций с работодателем, так и путем организации коллективных действий работников (митинги, пикетирования, работа по правилам и др.). При этом необходимо привлекать к участию в кампании по противодействию аутсорсингу вышестоящие профсоюзные структуры своего профсоюза, другие профсоюзы, общественные организации, занимающиеся вопросами занятости и уровня жизни, а также организовывать освещение проблемы в СМИ. Проведение такой массированной кампании может заставить работодателя отказаться от планов по внедрению аутсорсинга.

Если работодатель уже запустил процесс внедрения аутсорсинга и предлагает работникам перевестись в аутсорсинговую компанию, в т.ч. под угрозой увольнения по сокращению штата, то у работников есть два варианта действий.

В данном случае имеет место перевод на работу к другому работодателю, что возможно только по письменной просьбе работника или с его письменного согласия (ст. 72.1 ТК РФ). В некоторых случаях работодатели требуют от работника увольнения по собственному желанию и последующего трудоустройства в аутсорсинговую компанию. В любом случае, при отказе работника переводиться либо увольняться работодатель может только инициировать прощедуру сокращения численности или штата с тем, чтобы перед угрозой потери работы работники все же согласились перейти в аутсорсинговую компанию. Здесь нужно проанализировать ситуацию на

предприятии, в населенном пункте и прилегающих территориях и оценить возможности работодателя привлечь сторонних работников в случае увольнения основных. Во многих случаях работодатели просто блефуют: если работники отказываются переходить в аутсорсинговую компанию то их увольнение по сокращению штата приведет к ситуации, когда некому будет выполнять соответствующую работу, что в итоге может привести к затруднению или прекращению деятельности предприятия. В таких ситуациях работникам необходимо без каких-то опасений отказываться переходить в аутсорсинговую компанию.

Если же очевидно, что угроза увольнения по сокращению штата реальна и работодатель в случае необходимости сможет обеспечить себя необходимым персоналом, то вероятно работникам придется согласиться перейти в аутсорсинговую компанию. В этом случае работники и профсоюзная организация должны будут сосредоточить все усилия на обеспечении в аутсорсинговой компании условий и оплаты труда, социальных гарантий на уровне прежнего работодателя. Прежде всего, для этого необходимо будет создать (либо сохранить) профсоюзную структуру в аутсорсинговой компании, юридически оформить ее, организовать работников и наладить профсоюзную работу, после чего готовиться к проведению коллективных переговоров по заключению коллективного договора и добиваться закрепления в нем необходимых работникам условий.

Подробнее...

12.03.2018

Начальники просят написать заявления «по собственному желанию».

Здравствуйте. Администрация предприятия, где я работаю, заявила работникам о ликвидации предприятия. Начальники просят всех написать заявления «по собственному желанию». Что нам делать в этой ситуации, есть ли какая-то возможность сохранить работу?

Ликвидация организации, в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, - это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает прекращение деятельности юридического лица, его функционирования как субъекта каких – либо правоотношений. Следовательно, с ликвидацией предприятия невозможно продолжение трудовых отношений с работниками, они должны быть прекращены, а трудовые договоры - расторгнуты. Но все это должно происходить в строгом соответствии с установленным законодательством порядком и с предоставлением работникам определенных гарантий.

Если на предприятии действует первичная профсоюзная организация, она должна взять ситуацию на контроль и отслеживать соблюдение работодателем всех необходимых процедур, соблюдение прав работников, предоставление им предусмотренных законом гарантий, а также разъяснять работникам их права и последствия тех или иных действий.

Прежде всего, необходимо исходить из того, что одно лишь заявление администрации предприятия не является достаточным подтверждением его ликвидации. Необходимо принятие решения о ликвидации органом, уполномоченным на то в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано:

· по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

· по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), что также влечет его ликвидацию.

На учредителей (участников) юридического лица либо на орган, принявший в соответствии с законодательством решение о ликвидации организации, возлагаются следующие обязанности:

· незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

· назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе и право выступать от имени работодателя в трудовых отношениях с работниками.

В рамках реализации своего права на содействие занятости, профсоюзы наделены полномочиями участвовать в разрешении вопросов, связанных с ликвидацией организаций. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

При получении уведомления о ликвидации организации профсоюзная организация вправе запросить у работодателя документы, подтверждающие факт осуществления ликвидации: решения учредителей (органов управления) либо судебные постановления о ликвидации организации, выписки из ЕГРЮЛ, решения о назначении ликвидационной комиссии.

При ликвидации организаций увольнение работников по инициативе работодателя возможно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающей специальное основание для увольнения – ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем. Попытка работодателя вынудить работников уволиться по собственному желанию, получить от них соответствующие заявления, свидетельствует о его недобросовестности и обусловлена единственной целью: сэкономить на выплатах увольняемым

работникам и выбросить их «за ворота» без соблюдения необходимых процедур и сроков. Поэтому ни в коем случае нельзя писать заявления об увольнении по инициативе работника (конечно, за исключением случаев, когда это нужно самому работнику: например, его уже ожидает новая, более выгодная и интересная работа у другого работодателя).

Необходимо помнить, что за весь период продолжения трудовых отношений в процессе ликвидации организации работнику гарантируется выплата заработной платы. Даже если предприятие еще до окончания ликвидации полностью прекратило деятельность и работники находятся в простое, работодатель обязан выплачивать им от 2/3 тарифной ставки (оклада) до 2/3 средней заработной платы, в зависимости от наличия либо отсутствия вины работодателя в возникновении простоя.

Закон возлагает на работодателя обязанность предупреждать работников персонально и под роспись о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации не позднее, чем за 2 месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Таким образом, работник как минимум в течение двух месяцев продолжает состоять в трудовых отношениях с работодателем и получать заработную плату.

Для некоторых категорий работников закон устанавливает более короткий срок предупреждения об увольнении в связи с ликвидацией организации. Так, согласно ст. 292 ТК РФ, работник, работающий по срочному трудовому договору, заключенному на срок до 2-х месяцев, должен быть предупрежден работодателем о предстоящем увольнении не менее чем за три календарных дня. Чуть больший срок предупреждения установлен для сезонных работников – не менее семи календарных дней (ст. 296 ТК РФ). Если работодатель не предупреждает работников о предстоящем увольнении или выдерживает указанные сроки, это является нарушением установленного порядка увольнения, и последствия для работодателя могут быть достаточно неприятные (об этом – чуть ниже).

Расторжение трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении возможно только с письменного согласия работника и при условии выплаты ему (помимо всех прочих выплат, предусмотренных законодательством) дополнительной компенсации в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Также работодатель обязан в письменной форме уведомить органы службы занятости населения о принятии решения о ликвидации организации и предстоящем расторжении трудовых договоров с работниками. Уведомление должно быть сделано не позднее, чем за 2 месяца до увольнения работников.

При расторжении трудового договора с работником в связи с ликвидацией организации работодатель обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка. Данное пособие выплачивается в день увольнения работника в дополнение к прочим выплатам (заработная плата за отработанное время, компенсация за неиспользованный отпуск и др.). Кроме того, за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при увольнении в связи с ликвидацией организации средний заработок на период трудоустройства (с зачетом выходного пособия) сохраняется до трех месяцев, а в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения средний заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

Таким образом, поддаваясь уговорам и угрозам работодателя и соглашаясь написать заявление об увольнении по собственному желанию, работник ликвидируемой организации теряет достаточно большой объем гарантий и денежных выплат и ставит себя в трудное положение, оказываясь перед необходимостью как можно более скорого трудоустройства но при этом не имея дохода на период поиска новой работы.

В случае если работодатель уволил работника без законного основания (при отсутствии фактической ликвидации организации), либо нарушил установленный порядок увольнения, при рассмотрении спора по данному вопросу в суде работник подлежит восстановлению на прежней работе. Если восстановление невозможно вследствие ликвидации организации, то суд признает увольнение незаконным, и обязывает ликвидационную комиссию либо орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула (со дня увольнения по день вынесения судом такого решения). Одновременно суд признает работника уволенным по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Что касается возможности сохранить работу при ликвидации организации, то это невозможно. При ликвидации увольнению подлежат даже те работники, которые в других случаях пользуются законодательной защитой от увольнения по

инициативе работодателя: работники, находящиеся в отпуске или на больничном; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) и другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.

В настоящее время в холдинговых структурах, объединяющих несколько различных организаций – работодателей, но контролируемых одним лицом (группой лиц, управляющей компанией и т.п.), получает распространение такая практика: при ликвидации одной из организаций холдинга предлагать увольняемым работникам трудоустройство в других организациях того же холдинга, продолжающих свою деятельность. Но такие действия не являются обязанностью работодателя и осуществляются им по своему усмотрению. Юридически в такой ситуации у работника прекращаются трудовые отношения с прежним работодателем и возникают с новым, сохранения прежней работы не происходит.

Подробнее...

12.03.2018

Общалась с коллегами по рабочим вопросам в их кабинетах, поставили прогул

Здравствуйте. Работаю менеджером по снабжению, наш отдел занимает несколько помещений, в одном из них – мой рабочий стол. Чуть больше половины рабочего дня я отсутствовала в своем кабинете, общалась с коллегами по рабочим вопросам в их кабинетах. Теперь меня обвиняют в прогуле, предлагают уволиться по собственному желанию, чтобы не портить трудовую книжку, начальница с двумя своими подружками составила акт о моем отсутствии на рабочем месте (для ясности: отношения с начальством – «никакие»). Виноватой себя не считаю, увольняться не хочу. Что делать в такой ситуации?

Еще раз обратимся к признакам прогула, установленным пп. а п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Прогул имеет место, если работник:

- отсутствовал на своем рабочем месте;

- отсутствие длилось весь рабочий день или более 4-х часов подряд;

- отсутствие не обусловлено уважительными причинами.

В данной ситуации ключевое значение имеет фактор рабочего места.

Согласно ст. 209 ТК РФ, рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ, в качестве дополнительного условия в трудовом договоре может уточняться место работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте. От того, каким образом сформулировано условие о рабочем месте в трудовом договоре, зависит обоснованность тех или иных претензий работодателя в связи с отсутствием работника на рабочем месте.

Условие о рабочем месте в трудовом договоре может и отсутствовать. В этом случае прогулом (при наличии прочих признаков) будет являться отсутствие работника на территории организации либо ее структурного подразделения (если таковое указано в трудовом договоре).

Указание в трудовом договоре на конкретное рабочее место может формулироваться с разной степенью конкретизации. Может быть указано здание, находящееся по определенному адресу; кабинет или иное помещение (несколько помещений) внутри

здания, рабочий стол с определенным порядковым номером в конкретном помещении и т.п. Соответственно, работник в рабочее время должен находиться либо в здании, либо в конкретном помещении, либо за конкретным рабочим столом.

В рассматриваемой ситуации необходимо обратиться к тексту трудового договора, и если в нем нет указания на рабочее место как на конкретный кабинет или рабочий стол, то отсутствие работницы в своем кабинете еще не дает работодателю оснований говорить о прогуле.

Но даже если в трудовом договоре рабочее место оговорено вплоть до рабочего стола, работодатель, помимо самого факта отсутствия работника за этим столом, обязан учитывать и все другие обстоятельства, в т.ч. уважительность причин отсутствия. Представляется, что обсуждение с коллегами рабочих вопросов в соседних кабинетах не может трактоваться работодателем как неуважительная причина отсутствия работника в своем кабинете.

Работнице нужно представить работодателю письменные объяснения, в которых сослаться на условия трудового договора о рабочем месте (или на их отсутствие), указать на причины своего отсутствия в кабинете, увязав их с производственной необходимостью. Естественно, при этом необходимо заручиться поддержкой коллег, которые подтвердят нахождение работника у них в кабинетах и рабочий характер обсуждаемых вопросов.

Подробнее...

Перейти ко всем вопросам

Наши новости

24.10.2018

Еженедельная информация Коми

1.png

Еженедельная информация Коми


• 17 октября в рамках мероприятий по рассмотрению бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. комитет Госсовета РК по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел рабочее совещание, на котором обсуждалась государственная программа РК «Развитие лесного хозяйства», ее исполнение в 2018 году и целевые показатели на будущий период.


2.jpg


Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов и заместитель председателя рескома Сергей Осипов, приглашенные участвовать в работе этого совещания, довели до собравшихся профсоюзную точку зрения на причины кадрового дефицита в лесной отрасли региона и предложения, как его преодолеть:

- Очевидно, что программа развития лесного хозяйства преследует цель повысить доходность от использования леса при сохранении его социальных, экологических функций. Исходя из доклада об исполнении программы, напрашиваются два вывода: первый – программа выполняется и достигает установленных показателей; второй – существует нехватка кадров и финансирования. Как представители работников лесничеств и лесопожарного центра, более детально остановимся на втором выводе. Убеждены, что нехватка кадров и уровень оплаты труда в учреждениях лесного хозяйства республики – вещи взаимосвязанные.


3.jpg


На сегодняшний день средняя заработная плата в учреждениях лесного хозяйства республики составляет 27 200 рублей при средней заработной плате по региону в 55 830 рублей, что никак не способствует привлечению в отрасль работников. Следует учитывать также, что большинство учреждений находится в сельской местности с соответствующими условиями жизни. Ещё более печальная картина с привлечением в отрасль молодых специалистов – выпускников вузов и техникумов. Так, зарплата молодого специалиста не включает в себя стажевые выплаты, из-за отсутствия жилья значительная доля заработной платы уходит на аренду жилой площади. На жизнь денег практически не остается. Так как средний возраст работников лесного хозяйства близок к предпенсионному, мы можем скоро остаться без молодых квалифицированных кадров, а впоследствии ощутить и кадровый кризис отрасли.


Сегодня для бюджетных организаций различных отраслей действуют стимулирующие программы для привлечения молодежи. Они есть в здравоохранении, образовании, агропромышленном секторе и т.д. Лесное хозяйство почему-то остается в стороне. Его нигде нет. Единственное, что два года назад по нашему предложению вы, уважаемые депутаты, добавили молодых работников лесного хозяйства в программу выделения под строительство индивидуального жилья бесплатных земельных участков. Но вот, в принципе, и всё.


4.jpg


Кроме того, негативное настроение всех без исключения работников вызвано введением новых систем оплаты труда. Несмотря на положительный момент – повышение гарантированной части заработной платы (оклада), новая система оплаты труда практически нивелировала мотивацию к труду, поскольку разница в окладах работников разной квалификации несущественна. Как пример, заработная плата работников неквалифицированного труда (сторож, уборщица) – 19 300 рублей – ненамного отличается от заработной платы квалифицированных специалистов: мастеров леса – 21 400 рублей, госинспектора – 23 400 рублей. Такое положение дел не стимулирует к достижению более высоких результатов. Поднятие окладов сопровождалось уменьшением стимулирующей части, что отчасти было оправданно, но не настолько же, чтобы совсем лишить систему оплаты труда этого действенного инструмента. Так, в нескольких госучреждениях лесного хозяйства республики средние надбавки за интенсивность и высокие результаты уменьшились с 80% до 10%.


5.jpg


Ожидаемым результатом реализации программы в соответствии с паспортом является поднятие престижа профессии лесника. При этом в программе нет ни слова о мерах по обеспечению работников лесного хозяйства достойным заработком, позволяющим полноценно посвятить часть своей жизни профессии без ущерба семье. Имеющееся положение дел в отрасли ставит работников на грань выживания. При таких условиях бессмысленно рисовать перспективные планы по развитию любой программы вне зависимости от отрасли.


Профсоюз с 2015 года предпринимал попытки к заключению отраслевого соглашения, вплоть до того, что мы впервые решили подключить в качестве стороны соглашения Правительство Республики Коми. В этом году мы наконец-то подписали это соглашение, где в качестве одного из необходимых шагов прописали установление минимального оклада на уровне МРОТ. Понимая, что данный шаг требует дополнительного финансирования, мы договорились о поэтапном приближении этого результата. Однако воз и ныне там. Дополнительное соглашение об этом до сих пор не заключено, сторона Правительства в лице представителей Министерства финансов и Министерства экономики утверждает, что ключ ко всем проблемам лесного хозяйства находится в Москве.


Мы согласны, что федеральный центр должен поменять своё отношение по финансированию субъектов, так, чтобы закладываемые цифры окладов в методике выделения субвенций стремились к уровню МРОТ. Однако порядка 500 млн рублей от деятельности лесничеств поступает в республиканский бюджет, а при реализации представленной программы лесничества будут приносить еще больше. При этом объём денежных средств, направленных республикой на содержание лесного хозяйства, составляет 211 млн руб.


По нашим подсчётам, выполнение условий о размере минимального оклада на уровне МРОТ потребует порядка 90 млн рублей в год дополнительно. Всего же приведение системы оплаты труда в соответствие с принципами оплаты по труду (реальное дифференцирование окладов в зависимости от квалификации, стимулирование отдельных категорий работников) потребует не менее 150 млн рублей. Не стоит бояться этих сумм, учитывая планы повышения доходности лесного хозяйства и стабильный рост доходов за последние годы.


Мы предлагаем:


- включить в целевые индикаторы подпрограммы «Устойчивое управление лесами» поэтапные мероприятия по реализации Регионального отраслевого соглашения по лесному хозяйству в части установления минимального оклада на уровне МРОТ совместно с разработкой дифференцированной сетки окладов в зависимости от квалификации работников, предусмотрев соответствующий объём финансирования;

- разработать и принять программу стимулирования молодых специалистов лесного хозяйства, проживающих на селе.

Кроме того, необходимо рассматривать в совокупности с вопросом о заработной плате работников и вопрос об их профессиональной квалификации. Мы целиком и полностью поддерживаем начинания в разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций. Считаем, что невозможно создать полноценную систему оплаты труда без совершенствования требований, предъявляемых к квалификации работника.


6.jpg


В свою очередь, мы готовы к полноценному сотрудничеству по всем вопросам и готовы брать на себя выполнимые обязательства, – завершил свое слово Александр Смирнов.

Председатель комитета по природным ресурсам, экологии и недропользованию Василий Смалий ответил, что лично он с этими предложениями профсоюза согласен. Министр природных ресурсов РК Роман Полшведкин пояснил, что большую часть озвученных проблем можно решить только на федеральном уровне, и такая работа уже ведется.


• 18 октября состоялась 29-я отчетная конференция первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК». В ней приняли участие 467 делегатов, представители администраций предприятий, местных органов власти.


7.jpg


В президиуме конференции работали: председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов, генеральный директор Монди СЛПК Клаус Пеллер, руководитель администрации Эжвинского района Александр Калинин. Председатель ППО «СЛПК» Александр Слободчиков вел конференцию.


8.jpg


В отчете о работе профсоюзного комитета ППО «Сыктывкарский ЛПК» за 2017-2018 гг. А.И.Слободчиков отметил, что отличительной особенностью этого периода стала постоянная и повышенная нагрузка на профсоюзный актив. Сначала велась активная подготовка к принятию нового коллективного договора на 2018-2021 гг. (конференция трудового коллектива состоялась в марте 2018 года), затем стартовала отчетная кампания в профгруппах (а их около 300), при этом представители профкома старались побывать на каждом отчетном собрании. Это принесло большую пользу: удалось выявить и во многих случаях оперативно решить вопросы и проблемы, волновавшие трудовые коллективы.


К лету на первый план вышел законопроект правительства о повышении пенсионного возраста. Профсоюзный актив ППО «СЛПК» в составе лесного профсоюза Республики Коми активно участвовал в проведении митингов протеста против повышения пенсионного возраста.


9.jpg


Выступивший на конференции Александр Смирнов поблагодарил членов профсоюза ППО «Сыктывкарский ЛПК» за активность, неравнодушие, солидарность. Благодаря этим качествам «первичка» стала лицом профсоюзов Республики Коми, с их всесторонней поддержки удается продвигать вопросы социальной защиты работников других организаций лесных отраслей.


По итогам конференции делегаты признали работу профсоюзного комитета «СЛПК» удовлетворительной, утвердили доклад ревизионной комиссии. Мероприятие завершилась вручением наград профсоюзному активу.


10.jpg

11.jpg


• 24 октября 2018 года в Государственной Думе РФ планируется первое чтение законопроекта о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Ситуацию комментирует секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олег Соколов:


12.jpg


- На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзной стороной РТК была дана критичная оценка параметров проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.


Формально, по заверениям правительства, в проект бюджета заложено выполнение социальных обязательств, которые содержатся в майском указе президента и отражены в Генеральном соглашении на 2018-2020 годы. Это сохранение соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, проведение индексации заработной платы, повышение пенсий в среднем на одну тысячу рублей ежегодно.


Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно. В то же время мы видим, что правительство продолжает проводить политику сжатия потребительского спроса, что, в первую очередь, проявляется в незначительных темпах роста реальной заработной платы, запланированных на 2019 год. Также в будущем году нас ждет ряд непопулярных мер, которые отразятся на доходах и покупательной способности населения. Это и повышение налога на добавленную стоимость на два процентных пункта, и повышение пенсионного возраста, в результате которого сотни тысяч работников лишатся дополнительного дохода в виде пенсии.


Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей. До этого в последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. Утверждается, что данные средства пойдут в Фонд национального благосостояния, который создан для поддержания стабильности в экономике. Но в реальности эти деньги в основном вкладываются в иностранные финансовые активы.


По мнению ФНПР, все дополнительные средства, поступающие в бюджет, должны направляться на развитие экономики, сокращение бедности и повышение реальных доходов населения.


• Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов и заместитель председателя рескома Сергей Осипов участвовали в совещании в режиме видеоконференции с администрацией Корткеросского района, представителями профсоюзов и работодателей республики, которое прошло 19 октября в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Коми.


13.jpg

14.jpg


Участники совещании обсудили развитие на территории муниципального образования социального партнерства в сфере труда. Заместитель руководителя администрации Корткеросского района Людмила Нестерова отметила, что из 254 организаций Корткеросского района коллективные договора заключены лишь в шести предприятиях, что составляет 2%. Основными причинами отсутствия колдоговоров Людмила Витальевна назвала отсутствие заинтересованности работников, отсутствие согласованности, нежелание работодателей брать на себя определенные обязательства и низкую социальную активность работников предприятий Корткеросского района. Профсоюзные организации также существуют в единичных организациях и предприятиях. В том числе «первички» и колдоговора нет в самой администрации района.


Это ставит под сомнение возможность реализации нового республиканского закона «О социальном партнерстве». Согласно этому документу, необходимо утвердить положение о территориальной трехсторонней комиссии депутатским корпусом, утвердить новый состав комиссии в соответствии с легитимностью сторон и подписать соглашение по социально-экономическим вопросам от имени работников легитимным представителем профсоюзов.


В заключение совещания была достигнута договорённость о проведении в ноябре текущего года расширенного заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием работодателей и профсоюзного актива района, а также представителей членских организаций ФПРК и Союза работодателей.

← Назад ко всем новостям

Последние новости

07.11.2024

Конференция «Человек труда и наука» объединила профлидеров и ученых-исследователей

V Всероссийская научно-практическая конференция «Человек труда и наука» состоялась 1 ноября в стенах Южного федерального университета, сообщили газете «Солидарность» в представительстве ФНПР в ЮФО...

Подробнее...

01.11.2024

В Приморье наградили основателей трудовых династий

Награждение состоялось в рамках профсоюзного форума «Достойный труд — основа благополучия семьи», который уже в 13 раз провела Федерация профсоюзов Приморского края...

Подробнее...

29.10.2024

Избраны президент и председатель ФНПР

Руководящие функции в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) теперь распределены между президентом и председателем. Такое решение приняли делегаты XIII (внеочередного) съезда профцентра, состоявшегося 29 октября.

Подробнее...

Колонка председателя

Денис

Сергеевич

Журавлев

Председатель профсоюза

Уважаемые друзья!

Рад приветствовать вас на обновленном сайте нашего Профсоюза!

Профессиональный союз работников лесных отраслей Российской Федерации – крупнейшая общественная организация, действующая в лесном комплексе России и объединяющая трудящихся самых разных профессий и производств: бумажников, деревообработчиков, мебельщиков, лесозаготовителей, работников организаций лесного хозяйства и органов управления лесами, преподавателей и обучающихся отраслевых образовательных учреждений,...

Подробнее...

Задай вопрос

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*